Согласно официальной статистике, на настоящий момент в Российской Федерации не снижается количество выявленных нарушений прав детей. Ежегодно почти 100 тысяч человек официально признаются потерпевшими от преступлений, 20 тысяч несовершеннолетних разыскиваются органами внутренних дел как пропавшие без вести, из них 8 процентов − в возрасте до 14 лет.
В то же время продолжает оставаться высоким уровень преступности среди несовершеннолетних: в 2013 году несовершеннолетними было совершено свыше 67 тыс. преступлений, почти 300 тыс. административных нарушений. В органы внутренних дел было доставлено свыше 500 тыс. несовершеннолетних. На учете в органах внутренних дел состоят 175 тысяч несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений.

Поэтому вопрос защиты прав несовершеннолетних, формирования правовой культуры и юридической грамотности обучающихся, родителей и педагогов становится одной из приоритетных задач государства. Особое значение он имеет в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

Согласно документу «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 Президентом РФ Д.А. Медведевым, № Пр-1168) развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
Целями государственной политики в данной сфере являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
- характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
- качественный уровень воспитания в образовательных организациях, в том числе правового;
- распространение информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью СМИ;
- доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав;
- понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране;
- эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона;
- доступность для граждан квалифицированной юридической помощи;
- ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение и ряд других.

Как указано в документе, мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения являются:
1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

Под правовым просвещением понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. К правовому просвещению также следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.
Правовое просвещение обучающихся способствует формированию их социальной активности, дает возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.
Правовое просвещение родителей нацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности.
Правовое просвещение педагогов направлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса.

Наш Центр на протяжении ряда лет реализует научно-исследовательскую работу по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

В числе проектов, реализуемых Центром по заказу Министерства образования и науки РФ, в последние годы: «Разработка проекта Концепции развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» (2014-2015г.г.), «Изучение новых методов и технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних и анализ результатов их применения» (2015г.), «Изучение деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних» (2015г.), мониторинг опыта организации работы по трудоустройству несовершеннолетних в Российской Федерации и другие.